Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Помощь в трудной жизненной ситуации объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся.
Диагностическая работа включает:
- раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации, выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;
- всестороннее психолого-педагогическое изучение ребенка и уровня его развития;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
- выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития обучающегося, и за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения ребенка;
- организацию, разработку и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;
- создание насыщенной развивающей предметно-пространственной среды для разных видов деятельности; формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
- оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;
- преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся и устранение неадекватных методов воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
- помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка.
Консультативная работа включает:
- разработку рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов работы с ребенком.
Информационно-просветительская работа предусматривает различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательных отношений - обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социализации.